Выбор велосипеда для байкджоринга

Выбор велосипеда для байкджоринга

Просмотров: 270 Комментарии : 0

По многочисленным просьбам мы повторяем статью про выбор велосипеда для байкджоринга, опубликованную ранее на сайте «Нордикстайл». Этот вариант (расширенный и дополненный) написан в соавторстве с Юрием Федюниным – ведущим консультантом велосипедного отдела компании «Ювента-Спорт».

Велосипед для фитнеса с собакой подойдет практически любой, главное чтобы Вам было удобно на нем сидеть и крутить педали. Ну и конечно, велосипед должен быть исправным с хорошими тормозами. Удобнее пользоваться так называемыми "горными" велосипедами (диаметр колеса 26 дюймов, переключаемые скорости), но не беда, если в наличие имеется какой-то другой велосипед в рабочем состоянии. На то он и фитнес, чтобы получать удовольствие за приемлемые деньги.

Велосипед для соревнований, это уже более серьезная и соответственно более дорогая техника, требующая квалифицированного обслуживания. Начальная стоимость велосипедов такого уровня от 20 тыс. руб. Сюда входит стоимость более легкой рамы, действительно работающей, а не бутафорской амортизационной вилки, более четких и надежных переключателей скоростей и тормозов.

Теперь о том, что было бы лучшим и почему.

В данной статье речь пойдет о велосипедах с одним амортизатором – хардтейлах. Двухподвесы, как технику для байкджоринга рассматривать не стоит, так как хороший двухподвес стоит огромных денег, а плохой - лучше не покупать. Задний амортизатор добавляет скорости только на спусках, а на подъемах и на ровных участках он будет «съедать» ваши усилия, затрудняя разгон велосипеда. Не зря гонщики шутят, что у двухподвеса есть два основных применения — скоростной спуск с горы или подарок шефу с большим животом в виде сувенира.

Основной показатель для гоночного велосипеда – это вес. Как для самого велосипедиста, так и для собаки небезразлично: тащить ли 15 кг ржавого металлолома или 9 кг отлично катящего цветного металла и пластика.

Первое и самое главное - рама. Это основа велосипеда, если все остальное со временем можно заменить, то менять раму – означает менять велосипед, что очень дорого. Поэтому лучше потратиться на хорошую раму известного производителя. Главное требование – сочетание легкости и жесткости рамы, и конечно ее соответствие вашему росту, хотя маленькую раму можно подогнать посредством выноса и горизонтального положения седла. Размеры рам измеряются в дюймах, реже в сантиметрах. Есть размеры 13, 16, 17, 18, 19, 21, 22 дюйма; относительные размеры — S — small (малый) или примерно 13-16 дюймов, M — middle (средний) или около 17-19 дюймов, L — large 20-22 дюйма.

По типу материала рамы бывают хромомолибденовые, алюминиевые, титановые, карбоновые (композитные), магниевые, комбинированные.

Велосипеды с хромомолибденовыми рамами высокого класса имеют отличный накат на любой дороге. В совокупности с хорошим передним амортизатором представляют собой очень надежную и комфортную туристскую машину, способную принять участие и в гонке. К достоинствам хромомолибденовой рамы также следует отнести ее способность "писать трассу" — то есть изгибаться на виражах и "помогать" гонщику. Это хорошо чувствуется на техничных трассах с множеством поворотов. Положительный момент хромомолибденовых рам заключается еще и в том, что в случае поломки их достаточно просто заварить. Это обстоятельство особенно важно в путешествиях. Кроме всего прочего, такие рамы мало подвержены ржавлению. Цены на высококачественные хромомолибденовые рамы начинаются с отметки $400. Правда, найти хорошую хромомолибденовую раму непросто, так как подавляющее большинство фирм ставят такие рамы только на модели начального уровня.

Основные недостатки: не лучшая приемистость, а также потеря энергии при педалировании способом "танцовщица" и работе в подъем. По этим причинам хромомолибденовые рамы нечасто используются гонщиками в байкджоринге, но отлично подходят для фитнеса и туризма.

Рамы из алюминиевых сплавов — легкие, прочные и жесткие. Велосипед с хорошей алюминиевой рамой мгновенно набирает скорость, отлично идет в гору и позволяет великолепно "чувствовать" дорогу. Повороты проходить на них быстрее, но существенно сложнее, чем на хромомолибденовой раме. Качественные алюминиевые рамы делают сегодня большинство ведущих мировых фирм-производителей. Стоимость таких рам начинается от $800-1000. Велосипеды с рамами высокого класса имеют отличные параметры по разгону, динамике и работе на подъемах. Для рамы из алюминиевых сплавов необходима хорошая амортизационная вилка, в совокупности с которой она проявляет все свои положительные свойства. Основные недостатки по сравнению с хромомолибденовыми рамами: меньшая накатистость (рама "туповата") и высокая "трясучесть". Необходимо более внимательно работать с тормозами. Алюминиевая рама также значительно в меньшей степени подвержена влиянию агрессивных сред, чем стальная. В целом, по соотношению цена-качество хорошие алюминиевые рамы не имеют конкурентов.

Титановые рамы. Обычно ставятся на велосипеды профессионального уровня. По весовым показателям примерно соответствуют лучшим алюминиевым. Хорошо сделанная титановая рама хорошо "работает" на пересеченной местности, эффективно гасит вибрацию и обладает высокими ходовыми характеристиками (блестяще "катит"). По многим свойствам она аналогична лучшим хромомолибденовым рамам. Следует также отметить поразительную способность хорошей титановой рамы не терять скорость на "тряской" дороге, щебенке и пр. Кроме того, такая рама не боится никаких погодных условий и царапин. Титан — самый долговечный изо всех материалов, и рама из него может служить многие годы без потери своих свойств. Основные недостатки: те же, что и у хромомолибденовых рам: потери энергии при педалировании "танцовщицей" и работе в гору. По этим причинам реже используется в гонках, чем алюминий. Элитные титановые рамы делают такие фирмы, как Merlin, Litespeed, в прошлом — Marin, Wheeler, Kona и ряд других. Цены на такие рамы значительно превышают $1000. Титановые рамы различных классов делают также на отечественных (обычно на "оборонных") заводах.

Карбон (композит) — материал будущего. Высококачественные рамы из этого материала дороги: от $1000 и выше. Зато они очень легкие: вес лучших образцов — немногим более 800 грамм. В общем случае, велосипеды с карбоновыми рамами — очень жесткие и отлично подходят для гоночных дисциплин. Сегодня с этим материалом работают почти все крупные мировые фирмы-производители.

Основные недостатки – продолжение достоинств: они чрезмерно жесткие, то есть дают высокую вибрационную нагрузку на позвоночник. Достаточно хрупкие – боятся сильных "точечных" ударов (хотя для повреждения волокна удар должен быть действительно силен). Для повседневных тренировок с собакой вряд ли целесообразно выбирать такую раму, как правило, они подходят только гонщикам-профессионалам.

Магниевые рамы. Одни из самых легких на сегодняшний день. Основные достоинства магниевых рам — низкий вес и способность поглощать вибрации. Велосипеды с такими рамами "катят" как титановые и хромомолибденовые. Все положительные свойства хорошей стали и титана применимы и к магниевым рамам: способность "писать" трассу, "прощать" неточности управления и снижать утомляемость при езде по пересеченной местности. Основной недостаток магниевых рам: в большей степени, чем все остальные материалы, боятся агрессивных сред. Они требуют бережного использования. Лидером (и практически монополистом) в изготовлении магниевых рам является фирма Merida. В России рамы из этого материала производит фирма Litech.

Комбинированные рамы наиболее интересные (и дорогие). Самыми перспективными, на текущий момент, являются титаново-карбоновые и карбоново-алюминиевые рамы. Грамотное использование лучших свойств разных материалов позволяет получать рамы с выдающимися ходовыми характеристиками.

Также есть фирмы, которые выпускают только велосипедные рамы высокого уровня. Каждая такая рама индивидуальна, на них собираются, так называемые кастомные (единичные) велосипеды, стоимость которых значительно превышает серийные это Rocky Mountain, Klein.

Кроме того, рамы разных производителей, даже сделанные из одного и того же материала, имеют собственный "характер", поэтому рекомендуется перед покупкой велосипеда покататься на аналоге, взятом у товарища, чтобы попытаться "почувствовать" раму. Некоторые рамы поглощают усилия, которые прикладываются к педалям. Они деформируются, и возникает ощущение потери скорости. Рама кажется мягкой, сделанной как бы из пластилина. В отличие от хороших рам, подобных натянутой струне музыкального инструмента, такие рамы похожи на поглотители звука. Именно про них говорят — "эта рама не катит".

Определив свой бюджет и производителя, очень важно выбрать раму, соответствующую вашему росту. У каждой фирмы-производителя своя таблица ростовок, которую и требуйте у продавца, не надеясь на его "профессиональные" советы. Выбирайте раму в соответствии с этой таблицей, так вы избежите проблем с болями в спине и ногах из-за неправильной и неудобной посадки.

Обычно, горные велосипеды проектируются для велосипедистов весом до 120 кг. Если Ваш вес приближается к этой цифре или превышает ее, то, при выборе велосипеда, Вам следует обратить внимание, прежде всего, на обода — они должны быть двойными. Также можно посмотреть на экстремальные велосипеды (фрирайд, дерт, байкеркросс); такие модели рассчитаны на высокие нагрузки.

Амортизационная вилка с ходом 80-100мм желательно с блокировкой хода (локаутом) на руле - необходима для комфортной езды по пересеченой местности, она лучше держит грунт на спусах, проглатывая неровности. Локаут нужен для того, чтобы сделать вилку жесткой во время передвижения на велосипеде стоя (в подъемы, финишные спурты и т.п.) чтобы она не поглощала энергию ваших ног.

В качестве основного элемента вилки используется стальная или воздушная пружина. Амортизаторы со стальной пружиной надёжнее, а с воздушной — легче. Кроме того, жёсткость воздушной пружины можно легко изменить давлением, спустив/накачав её с помощью специального насоса.

Демпфирующий компонент недорогого амортизатора — это эластомеры — губчатое вещество высокой плотности. Основной недостаток этих вилок — плохая работа при низкой температуре. Демпфирующий компонент более дорогих вилок — это масляная ванна, которая может быть закрытой (на некоторых недорогих моделях) или открытой (на большинстве моделей). Открытая масляная ванна является более предпочтительной, поскольку выполняет не только функцию демпфирования, но и смазки внутренностей амортизатора.

Лидеры Marzocchi и Rock Shox. Хорошая (действительно работающая) вилка стоит не меньше 500 долл. США.

Переключатели и манетки, от их четкой работы во многом зависит прохождение технически сложных участков, а также постоянная корректировка нагрузки на ноги. Манетки – вынесенные на руль управляющие ручки выбора передач. Посредством стальных тросиков они приводят в действие соответствующие переключатели. Правая манетка работает с задним переключателем, левая — с передним. Есть два типа манеток: Грипшифт (как на мотоцикле ручка газа) и триггерные манетки. Что лучше? Качественные манетки хороши, как те, так и другие, кто к чему привык. Основными производителями манеток, так же, как и переключателей являются Shimano и Sram. Рекомендую Sram 9.0 и X.0 (замечательная работа в грязи, но стоят дороже Shimano) и Shimano Deor XT, XTR. Стоит помнить, что не все манетки Sram совместимы с переключателями Shimano и, что манетки Shimano совместимы не со всеми переключателями Sram.

Тормоза - существуют дисковые и ободные (V-Brake).

Дисковые бывают механическими и гидравлическими, как на мотоциклах. Они отличаются замечательными тормозными свойствами, но дороги и сложны в эксплуатации.

Самые мощные – гидравлические дисковые тормоза, они же обладают лучшей модуляцией (торможение более точно контролируется), но они самые дорогие и, в случае поломки, требуют очень сложного технического вмешательства. Как правило, такие тормоза не используются в МТБ и байкджоринге, они больше подходят для даунхилла и выполнения трюков. Также можно рекомендовать их для установки на карты.

Если сравнивать дисковые тормоза и ободные (V-Brake), то преимущество первых — это их большая мощность и лучшая работа в сырую/холодную погоду. Однако, если вы не преодолеваете экстремальных спусков и не катаетесь в дождь или зимой, то хорошо настроенных ободных тормозов будет вполне достаточно. Более того, многие профи, стремясь минимизировать вес велосипеда, также не используют дисковые тормоза.

Поэтому для байкджоринга, где вес системы имеет большое значение, рекомендую качественные V-Brake – Avid 7.0 и выше.

Колеса хороши Mavick, втулки Shimano Deor XT или XTR.

Седло - подбирается индивидуально, только не покупайте мягкие и широкие седла, на них комфортно только первые полчаса или час, а потом потертостей и болей в пятой точке не избежать. Выбирайте из гоночных седел, их длина позволяет изменять посадку, давая отдых спине, переносить вес тела при подъеме в гору. Ширина седла выбирается соответственно расстоянию между выступающими костями таза, именно они и должны находиться на седле, а не весь зад. Огромный выбор седел выпускает Sele Italia.

Контактные педали и велотуфли - это то к чему надо прийти и привыкнуть. Педали хорошего качества – Shimano 520 и выше.

Для того чтобы соревноваться в любых погодных условиях, нужны еще как минимум три комплекта соответствующей резины (покрышки). На грязь, на сухой грунт и третий комплект для повседневных тренировок. Соревновательная резина – легкие кевларовые покрышки, тренировочную можно взять пожестче и потяжелее, с металлическим кордом (будет меньше прокалываться).

Велосипед можно приобретать тремя способами:
• Купить готовую серийную модель хорошего производителя. В этом случае сложности выбора будут сведены к минимуму, но вряд ли удастся получить машину идеально подходящую именно вам.
• Купить серийную модель, выбирая в первую очередь качественную раму, а навесное оборудование впоследствии заменить на более подходящее или высококлассное. Этот способ может быть продолжением первого, когда через какое-то время после покупки спортсмен понимает, что именно ему хотелось бы поменять и производит «апгрейд» техники.
• Собрать велосипед полностью индивидуально из деталей и узлов. Это можно сделать в специализированных мастерских или самостоятельно. Такой способ обычно самый затратный по времени и деньгам, но зато гарантирует получение велосипеда, полностью отвечающего вашим требованиям.

И в заключение надо добавить, что любой велосипед требует регулярного техосмотра и своевременной замены износившихся деталей. Каждый спортсмен может подтвердить, что инвентарь имеет обыкновение ломаться в самый неподходящий момент. Поэтому почаще проверяйте состояние всех узлов и систем велосипеда, после каждой тренировки очищайте велосипед от грязи, смазывайте цепь.

"Животное любит ласку, а техника – смазку" – очень актуальная поговорка для нашего вида спорта!

Константин Туренков
Юрий Федюнин (Интернет-журнал «Ездовые собаки»)

Комментарии

Написать комментарий

Защита от роботов

© 2004-2024 - Pettra.ru - все для собак и дрессировки. Все права защищены. Копирование запрещено